В отличие от знаменитых голливудских студий, японские
студии, создающие анимацию, - предприятия небольшие. Редко на какой из них
работает более сотни человек.
Не лучше обстоит дело и с финансированием. В отличие от
крупных американских (и японских) киноконцернов, самостоятельно решающих, что и
когда снимать, аниме-студии полностью зависят от финансирования, которое им
предоставляют гиганты японской промышленности, производящие в том числе и
сопутствующие товары: игрушки, компакт-диски, игровые приставки и так далее.
Как же эта система ухитряется создавать такую интересную и
разнообразную анимацию? С помощью развитой системы горизонтальных связей и
благодаря взаимоуважению финансистов и создателей аниме.
Обычно аниме-студии работают по заказам. Формируют заказ
команда продюсеров - представителей будущего распространителя аниме
(ТВ-компании, видеостудии или кинопрокатчика), будущего производителя
сопутствующих товаров и обладателя коммерческих прав на произведение, если речь
идет об экранизации манги или книги.
Продюсеры согласовывают формат будущего аниме, уточняют
подробности его финансирования, формируют условия, которые должны соблюсти
создатели аниме в процессе производства. Например, речь может идти о
необходимости создать не менее 7 моделей боевых роботов для будущих игрушек или
включить в аниме не менее 5 песен для "раскрутки" тех или иных
исполнителей.
Совместно с продюсерами концепцию будущего аниме
разрабатывают планировщики, которые создают ее творческую часть - скажем, какие
фрагменты манги надо экранизировать, какие глобальные изменения внести в сюжет
и так далее.
Заметим, что идея аниме может исходить и "снизу",
непосредственно от студии, но и в этом случае она будет тщательно изучаться и
согласовываться.
Готовую идею предлагают аниме-студии. Критерии выбора, какой
именно студии предложат работу, бывают самые разнообразные. Обычно, впрочем,
крупные заказчики стараются найти студию для долговременного сотрудничества и
все свои проекты размещать именно там. Естественно, один заказчик может
работать и со многими студиями.
Если речь идет о масштабном и амбициозном проекте, то
продюсеры заказчиков могут сформировать консорциум, который объединит усилия
сразу нескольких небольших студий. Это делается для удобства координации работы
всех участников проекта, а также для сосредоточения всех прав на проект в одних
руках.
Примерно на этом этапе к процессу создания аниме
подключается будущий главный режиссер. Он может быть либо сотрудником
студии-производителя, либо независимым профессионалом. В отличие от продюсеров,
которые занимаются финасово-организационной частью проекта, главный режиссер
отвечает за его художественную часть. Он окончательно устанавливает жанр и
стиль аниме, формирует его дизайн, подбирает озвучивающих актеров и управляет производством.
Также он участвует в создании сценария и рисует режиссерскую раскадровку -
"сценарий в картинках", который графически описывает основные моменты
будущего аниме.
Под руководством главного режиссера работают авторы
сценария, создатели персонажей, художники-постановщики, режиссеры-постановщики,
отвечающие за собственно процесс создания анимации, аниматоры, актеры,
звукооператоры и так далее. Композитор обычно подчиняется продюсеру, так как
музыка - важный элемент сопутствующих товаров, и ее создают в соответствии с
желаниями заказчиков.
Наиболее трудоемкая часть создания анимации - фазовка
(покадровое рисование на целлулоидных листах, которое делается на основе
раскадровки - последовательности ключевых кадров аниме, созданной, в свою
очередь, на основе режиссерской раскадровки). Помимо трудоемкости, она еще и
сравнительно неинтеллектуальна, хотя требует большого терпения и прилежания.
В настоящее время в мире идет активный процесс замены
фазовщиков на компьютеры, но в Японии многие студии, за неимением возможности
вкладывать деньги в компьютерную технику, предпочитают заказывать фазовку
фирмам-субподрядчикам из Китая, Южной Кореи и стран Юго-Восточной Азии. Но
дешево - далеко не всегда качественно, и любой японский аниматор со стажем
может рассказать многое о ляпах, которые субподрядчики допускают. Работа с ними
напоминает "русскую рулетку", причем иногда с не менее
катастрофическими последствиями.
Усилия, которые аниматоры вкладывают в контроль качества
своей работы, прямо зависят от типа анимации, которую они производят. Студии,
создающие ТВ-анимацию, вынуждены работать в очень сжатые сроки, поэтому у них
обычно нет времени на выявление всех допущенных ошибок. Опять же, ТВ-сериалы не
предназначены для постоянного пересмотра, поэтому большую часть ошибок в них
зритель все равно не замечает. Видео- же и полнометражная анимация делается в
чуть более свободные сроки, и контроль качества там куда серьезнее и важнее.
Аниме-студии делятся на две неравные группы. Первые (их
больше) создают в основном анимацию для ТВ, они лучше умеют соблюдать сроки, но
общее качество их анимации обычно ниже. Таковы, например, "Studio
Pierrot" и "Studio Deen".
Вторые (их существенно меньше) предпочитают жертвовать
количеством во имя более высокого качества. Они обычно создают полнометражную и
видеоанимацию. В их число входят такие студии, как "Studio Ghibli" и
"Madhouse".
Больной вопрос в аниме-индустрии - оплата работы создателей
аниме. Как уже неоднократно отмечалось, авторские права на их работу
принадлежат не им, а заказчикам. Поэтому аниматоры лишены возможности
зарабатывать деньги за счет продажи смежных прав и получения процентов с продаж
и довольствуются только оплатой, которая полагается им по контракту с
заказчиком.
Для того, чтобы обойти это ограничение и получить хоть
что-нибудь сверх обычной оплаты, студии пытаются выкупить назад хотя бы
некоторые права на свои разработки, сами создают правообладающие консорциумы и
так далее. Однако эта деятельность затрудняется из-за того, что у студий не так
много свободных оборотных средств - именно потому, что их работа недостаточно
хорошо оплачивается.
В такой ситуации студии всячески пытаются прирабатывать -
делают анимацию для компьютерных и приставочных игр, выпускают каталоги своих
работ, сами начинают создавать компьютерные игры и CD-галереи. У студии
"Gainax", скажем, деятельность такого рода на определенном этапе
полностью вытеснила собственно создание анимации.
Трудности с оплатой заключаются и в том, что ее необходимо
делить на значительно большее количество "ртов", чем при создании
манги. Поэтому талантливый и трудолюбивый мангака может стать долларовым
миллионером, не достигнув и тридцати лет (как это произошло, скажем, с Такахаси
Румико), а вот аниматору в Японии сложно не то что стать богачом, но и, хотя
бы, обрести финансовую независимость от работодателя.
При такой системе аниме-студии буквально работают не за
совесть, а за страх - халтурная работа может спровоцировать заказчиков
следующий заказ разместить у другой студии. По этой же причине аниме-студии
предпочитают делать ТВ-сериалы - менее строгий контроль качества и больший
срок, в течение которого платят контрактные деньги.
Кстати, большая часть коммерческих провалов аниме происходит
не по вине студий и аниматоров, а по вине заказчиков и планировщиков, неверно
выбравших произведение для экранизации, придумавших неинтересную идею или
неправильно организовавших рекламу и маркетинг созданного аниме.
Почему же, несмотря ни на что, много молодых и талантливых
людей идет работать в аниме-студии, а не в крупные банки и концерны? В первую
очередь, все дело в амбициях японской молодежи. До самого последнего времени
добиться значительной должности в крупной фирме можно было только в весьма
солидном возрасте (примерно лет с 50). Аниме-студии же - организации куда более
демократичные, и молодой, способный и ответственный молодой человек (или
девушка, что тоже существенно) может сравнительно быстро получить руководящий
пост.
Заметим, что шансов пробиться в шоу-бизнесе значительно
меньше, а в создании манги - невозможно. Здесь можно стать богачом, но нельзя
стать начальником. ^_^ Ведь и манга-издательства, и музыкальные концерны - это
тоже огромные фирмы, и там действуют обычные японские "законы"
выявления кандидатов в начальники.
Описанная выше причина может показаться странной и вызвать
недоверие. Однако это действительно так. Приведу пример из другой области.
Одной из причин того, что множество молодых японцев примкнуло к печально
известной секте "Аум Синрикё", сами ребята называли возможность
быстро стать менеджерами (причем с мизерной зарплатой) на организованном сектой
производстве компьютеров.
Не надо забывать о том, что Япония - страна бодрых пожилых
людей, сохраняющих работоспособность до глубокой старости. Конечно, в таких
условиях молодым людям трудно себя проявить. Производство же аниме требует
большого напряжения и энтузиазма. Становясь старше, аниматоры с удовольствием
предоставляют дорогу молодым коллегам, поскольку сами они уже не в силах так
сильно "вкладываться" в работу. Себе же они оставляют роль уважаемых
"сэнсеев".
Вот таким образом они и работают - небольшие и бедные
аниме-студии, между молотом заказчиков и наковальней зрителей, ухитряясь
угождать и первым, и вторым, и собственным творческим интересам. Как им только
это удается? ^_^
Источник: http://anime.dvdspecial.ru/Articles/studios.shtml |