Главная » Статьи » Интересное |
Возникновение и эволюция понятия Понятие
«ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954),
который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим
сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим
другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим
философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и
Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923
годах читал вСорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Наиболее
полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который
разделял не только идеюабиогенеза (оживления материи), но и идею, что
конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом.
Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского. В
основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) о эманации Единого (непознаваемой Первосущности,
отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией
последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус),
заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая
дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как
низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа
чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к
приобщению, а затем и слиянию с Единым. Эволюционная
модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной,
появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки,
но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников.
Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума,
чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену,
человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге. Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе.
Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории
ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой
эволюции («L'évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая
эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, —
жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура
её — длительность, постигаемая только посредствоминтуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух.
Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается
в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным
порывом» (l'élan vital). Влияние
Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене
человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва
(l'élan) и длительности (durée). Термин антропосфера в 1902
году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин. Критика Если
понятие «живое вещество» было принято советской наукой, а понятие «биосфера»
иногда встречается даже в пост-советских научных текстах, то понятие «ноосфера»
вызывает резкие возражения в научных кругах, а в научных публикациях
используется крайне редко. Критики учения о «ноосфере» указывают на то, что оно
идеологизированно и носит не научный, а религиозно-философский характер. В
частности, биолог Ф. Штильмарк из Института
проблем экологии и эволюции РАН считает: «мысли о Ноосфере как Обществе Разума…
уже по самой сути своей глубоко религиозны и пока что остаются утопичными»[2]. Американский
историк природоохраны Д. Винер называет учение о ноосфере «утопической и научно
несостоятельной идеей»[3]. Критика
«ноосферы» Вернадского дана также в монографии Б. Миркина и Л. Наумовой[4]. Доктор
философских наук В. Кутырев считает: «Суть
обновленного взгляда на ноосферу, который мы намерены здесь защищать и который,
как кажется, более адекватно отвечает ситуации, такова: это учение с самого
начала несло в себе элементы утопии; в нем переплелись аксиологические и
онтологические подходы без какого-либо их разграничения… Ноосфера как гармония
—- сциентистский аналог социально-политических утопий типа коммунизма и прочих,
более ранних мечтаний о рае»[5]. Российский
эколог и климатолог А. Поздняков пишет: В
научной среде России «ноосферогенез» рассматривается как учение. Однако если
под учением понимать теорию достижения цели, единственно необходимую
последовательность практических действий, то это скорее не учение, а
недостаточно обоснованные утопические положения о всемогуществе Человека. В
основе этого «учения» — обыкновенное человеческое тщеславие, выливающееся
в эго- и антропоцентризм… [6]. На
основе учения о «ноосфере» появилось понятие «ноосферизма». Профессор-правовед
М. Кузнецов и юрист И. Понкин дали заключение «по содержанию
религиозно-политической идеологии ноосферизма»[7],
в котором отмечен широчайший размах этой «квазирелигиозной идеологии», указано
на тесные связи «ноосферизма» с оккультно-религиозным учением «русского
космизма» и с оккультно-религиозными объединениями последователей Рерихов. В то
же время, по утверждению авторов заключения, оно не относится напрямую к наследию
Вернадского, поскольку «ноосферизм» является манипуляцией идеями Вернадского и
его именем[8][9]. Российский
историк и социолог Николай Митрохин называет
ноосферологию «сциентистской интеллектуальной традицией, обожествляющей
личность покойного академика В. Вернадского» и потенциально «самой влиятельной
из гражданских религий современной России»[10]. В массовой культуре
| |
Просмотров: 688
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
Музыка |
---|
Источники света |
---|
А ты в Космозе Мью? |
Поиск |
---|
Форма входа |
---|
Путь и дорога |
---|
^-^\_ | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Мини-чат |
---|
Наш опрос |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
кнопка сайта |
---|