Воскресенье, 19.05.2024, 08:22 | Приветствую Вас Гость

Samsed.ucoz

Каталог статей

Главная » Статьи » Интересное

Тема совести в русской классической литературе на примере Достоевского.

Совесть… Сейчас, в наше безумное время  погони за материальными ценностями, когда человечество тонет в потоке  бессмысленной информации и мозг людской заменяют компьютеры, когда вокруг  иностранная реклама и блеск заманчивых вывесок, мы все реже и реже произносим  слово «совесть». Похоже, сейчас для нас это всего лишь символ, набор звуков,  который употребляют с иронией или даже сарказмом.

 Что значит совесть для меня? Я слышала несколько формулировок этого  понятия. По словарю Ожегова это «чувство нравственной ответственности за свое  поведение перед окружающими, обществом». В Википедии сказано, что «совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности».Совесть человека — это, по моему мнению, его внутренний  голос, с которым можно жить по-разному: слушать или нет,  повиноваться или душить, прятать, загонять в сокровенные уголки своей души.

 Тема совести в русской классической литературе на примере Достоевского. 

 Как никогда остро назрел вопрос о пробуждении совести в нашем обществе. Говорить о духовно-нравственном возрождении человека бессмысленно, если не говорить о совести – внутреннем тайнике души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого своего поступка, о чувстве совести, побуждающем к истине и добру, отвращающем человека ото лжи. К большому сожалению, в современном обществе, и особенно в молодежной среде, часто бывает не принято поступать по голосу совести, и как отражение этого явления в интернете постоянно повторяют один и тот же современный афоризм: «У меня совесть чиста: я ей не пользуюсь».

Один из ярких примеров обсуждения темы совести в русской литературе это в произведениях Достоевского. Что же такое совесть в понимании Достоевского? Решающее значение у Достоевского имеет вопрос: насколько человек искренен и какой степени человечества он достиг. Безразлично как прошло это очищение. Никакое распутство не порочит, и никакое преступление не губит: нет другого суда перед Богом, кроме совести. На тему совести в романах Достоевского очень подробно и интересно рассуждал Анненский, слова которого мне бы хотелось процитировать в своей работе.

«Я различаю в романах Достоевского два типа совести. Первый - это совесть Раскольникова, совесть активна: она действует бурно, ищет выхода, бросает вызовы, но мало-помалу смиряется и начинает залечивать свои раны. Другая, и Достоевский особенно любит её рисовать, - это совесть пассивная, свидригайловская: эта растёт молча, незаметно, пухнет, как злокачественный нарост, бессильно осаждаемая призраками (помните, что у Свидригайлова и самые призраки-то были не только обыденны, но склонялись даже в комическую сторону), и человек гибнет наконец от задушения в кругу, который роковым образом оцепляет его всё уже и уже(…)». Одна Катерина Ивановна Мармеладова чего стоит? Сколько надо было на сердце неумолимых упрёков совести - своих ли или воспринятых из вне, - всё равно, - для этого эшафодажа бессмысленных и до комизма нагромождённых мук. На фоне творческой совести - у нас, обыкновенных людей, она говорит много что вопиет, у Достоевского она же творила и рисовала, - вырастали в романах Достоевского целые образы: таковы сестра закладчицы Лизавета, Сонечка Мармеладова. Этим я хочу сказать, что были в его поэзии лица художественно подчинённые другим, необходимые не столько сами по себе, сколько для полноты и яркости переживаемых другими, часто незримых драм. Сопоставьте только всю ненужную риторичность Раскольникова, когда он, нагнувшись к ногам Сонечки Мармеладовой и целуя их, поклоняется всему человеческому страданию, сопоставьте этот ораторский жест с тем милым движением, которым та же Сонечка после панихиды по Катерине Ивановне нежно прижимается к Раскольникову, будто ища его мужской защиты, а про себя инстинктивно желая влить хоть немножко бодрости в это изнемогающее от муки сердце, - сопоставьте, и вы поймёте, что должен испытывать, оставаясь один, убийца Лизаветы.»

Но Достоевский изображал и Лужина, которому совесть не нужна. Изображение его получилось у Достоевского грубое, в какой-то мере даже страшное.

Чтобы более точно изобразить психологическое состояние человека, Достоевский нередко прибегает к описанию погоды. Она иногда расшифровывает, иногда только лишь намекает на состояние души героя. И очень важно, что она служит созданию определённого настроения у читателя. Например, описание Петербурга, перед самоубийством Свидригайлова.

«Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошёл по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещилось высоко поднявшаяся на ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки. Мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст… С досадой стал он рассматривать дома, чтобы подумать о чём-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-жёлтые деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость прохватывали всё его тело, его стало знобить. Изредка он наталкивался на лавочные и овощные вывески и каждую тщательно прочитывал. Вот уже и кончилась деревянная мостовая. Он уже поравнялся с большим каменным домом. Грязная, издрогшая собачонка, с поджатым хвостом. Перебежала дорогу. Какой-то мёртвенно пьяный в шинели лицом вниз лежал поперёк тротуара поглядел на него и пошёл далее…»

Психологическая атмосфера в повествовании настолько сгущена и напряжена, а внимание к внутреннему миру героев настолько прочно, что это даёт возможность писателю применять приём полного или частичного умалчивания о душевном состоянии героя, выражая это переживание через мимику, телодвижения. Как например в следующем случае: « Как это случилось, он сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам. Он плакал обнимал её колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо её помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела не него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла и для неё уже не было сомнения что он любит, бесконечно любит её и что настала же наконец эта минута….

Они хотели было говорить, но не могли. Слёзы стояли в их глазах.»

Или такой случай: « Раздались восклицания со всех сторон. Князь побледнел. Странным укоряющим взглядом поглядел он Гане прямо в глаза; губы его дрожали и силились сто-то проговорить; какая-то странная и совершенно неподходящая улыбка кривила их.

-Ну пусть хоть мне…а не дам!…- тихо проговорил он наконец; но вдруг не выдержал, бросил Ганю, закрыл руками лицо, отошёл в угол, стал лицом к стене и прерывающимся голосом проговорил:

-О, как вы будите стыдится своего поступка!»

Классическая русская литература доказывает: человек, живущий вразрез со своей совестью — это непременно трагедия, за этим следует разрушение  личности.

Маститый русский писатель Даниил Александрович Гранин писал о совисти так:

«Совесть есть, наверное, божественное начало, которое дано человеку. Она как бы представитель Бога, его судия, его надзор, то, что дается человеку свыше, что может взрасти, а может и погибнуть».

 «Человек постепенно начинал понимать, что «должно по отношению к людям и богам», и тогда инстинкт стыда стал превращаться в голос совести, то есть Адам и Ева устыдились совершенного ими, и этот стыд, который заставил их прикрыть себя фиговыми листьями, и был первым голосом совести».

 Афоризмы про совесть в русской литературе:

 - Жалок тот, в ком совесть не чиста. (Александр Сергеевич Пушкин)

 - Совесть - это сила, непобедимая лишь для слабых духом, сильные же быстро овладевают ею и порабощают ее своим желаниям. (Максим Горький (Алексей Максимович Пешков))

 - Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других, и в особенности тех, перед которыми виноват. (Лев Николаевич Толстой)

 - Совесть вернее памяти. (Михаил Юрьевич Лермонтов)

 - Труд есть совесть. (ПЛАТОНОВ Андрей Платонович)

 - Совесть – это память общества, усвоенная отдельным лицом. (ТОЛСТОЙ Лев Николаевич)

 - Правда – это победа совести в человеке.( ПРИШВИН Михаил Михайлович)

Категория: Интересное | Добавил: Катя (28.01.2013)
Просмотров: 13665 | Теги: совесть, русская литература | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Музыка

Источники света

А ты в Космозе Мью?

Поиск

Форма входа

Путь и дорога

^-^\_

психология [16]
Аниме [30]
Космос [2]
Интересное [46]
Япония [19]
Разные страны [7]
Кино [13]

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

кнопка сайта

19.05.2024